Коммерческое освоение западного берега Шершневского водохранилища грозит вскоре превратиться в очередную горячую тему. Пока губернатором области был Михаил Юревич, дружественные ему строительные фирмы имели здесь карт-бланш. Теперь же, когда высокой «крыши» не стало, на поверхность всплывают серьезные административные и даже политические просчеты.
Уплотнение «Залесья»
По существующему генплану развития поселка Западный Кременкульского сельского поселения Сосновского муниципального района Челябинской области (так официально называется населенная часть западного берега Шершней), здесь в перспективе должен появиться большой жилой район с населением до 90 тысяч человек. Экологически чистое место, рядом с городом – перспективно с точки зрения вложений в недвижимость. Уже сейчас ведется активное строительство нескольких жилых комплексов. В их числе «Залесье», «Женева», «Холм’s», «Просторы» и «Белый хутор». На сегодня первые жильцы уже заехали в «Залесье», и здесь же начались первые проблемы.
Одна из них, увы, хорошо знакомая челябинцам.
Пытаясь оптимизировать расходы, застройщик «Залесья» – компания «СтройГрад+» по ходу игры скорректировала планы. В феврале стало известно, что вместо запланированных ранее 46 домов в поселке их будет 86. Часть покупателей квартир возмущаются.
Им обещали вид на березки, а теперь перед глазами будет стена соседнего дома. И за место на парковке придется, видимо, становиться в очередь. Директор компании-застройщика Иван Петриди, человек не склонный к открытым конфликтам, пообещал найти компромисс, но от планов не отказывается. Бизнес есть бизнес.
Дорога авансом
Проект корректировки генплана поселка Западный обсуждался на общественных слушаниях, которые состоялись 30 декабря 2013 года. Чем больше тревожных «звоночков», тем менее случайной кажется эта дата. Ну какой нормальный человек за день до новогоднего стола пойдет «рубиться» на слушаниях в кременкульском Доме культуры?
Поэтому вторая проблема проявилась только в марте, когда министр строительства, инфраструктуры и дорожного хозяйства региона Виктор Тупикин объявил о начале строительства дороги в поселке Западный. Она должна соединить трассу на Челябинск с жилым комплексом «Белый хутор».
Министр обещает, что новая четырехполосная дорога будет готова «к концу дорожно-строительного сезона». Объявлена и ее цена – 600 миллионов рублей.
У истории с дорогой есть один примечательный аспект. Как известно, сегодня каждая копейка из бюджета выделяется исключительно через процедуру конкурса. Деньги только планируется выделить. Между тем строительство дороги уже идет, причем какими-то подозрительно ударными темпами. Вырубаются деревья, производится выработка грунта. При этом нет общедоступной информации, кто заказчик, кто подрядчик и за счет каких средств дорога строится.
Есть основания полагать, что строительство начато даже без наличия землеотвода. Участок для прокладки дороги не сформирован, отсутствует официальное разрешение на строительство. Само по себе это является серьезным административным нарушением.
Местные говорят, что при производстве земляных работ был поврежден газопровод, случился пожар и якобы даже взрыв строительной техники. Кто контролирует строителей, тоже непонятно.
Туда, где никто не живет
600 миллионов рублей – сумма колоссальная сама по себе. К примеру, на ремонт больниц в Челябинске в прошлом году было выделено в десять раз меньше.
В ситуации 12-миллиардного дефицита бюджета и кризиса в металлургии врио губернатора Борис Дубровский вынужден принимать непопулярные решения, сокращая расходы где только возможно. От того, насколько справедливым будет процесс оптимизации (и максимально эффективными реальные траты) бюджета, зависит политическая репутация Дубровского.
Он относится к ней щепетильно, судя по всему, это не предвыборный ход, но – человеческое свойство. Возникает вопрос, насколько обоснована цифра в 600 миллионов на дорогу к месту, где еще никто не живет?
Вот как прокомментировали новость о строительстве дороги в Западном читатели городского сайта (синтаксис и орфография по возможности сохранены):
«Интересное дело, для новых поселков прям необходима дорога, а почему бы новоселам не подождать лет 20-30 свою дорогу, как ждут другие поселки, наш поселок Исаково Советский район с 1947 года и до сих пор не имеет дорог и тем более тротуаров, грязь по уши, ходим со «сменкой», на остановке переобуваемся (частично осветили хоть)»
«Строят дороги и дома в поселки там для богатых. А вот Локомотивный поселок как был разваленным, так и остается. Хоть бы кто там что сделал!»
«Перед выборами обещали дорогу в Копейск в короткие сроки. А мы по-прежнему стоим в пробках и никому до этого дела нет. Одни обещания!!!»
«Округлить» до миллиарда
Между тем выясняется, что планируемая дорога сегодня просто физически не может быть построена. Не то что за сезон – вообще. На бумаге она проходит через территорию садового товарищества «Петушки», земли Лесфонда, закрытый коттеджный поселок и участок федеральной земли, отданный в аренду на 49 лет под сады. Допустим, с «федералами» договорится губернатор. А с арендаторами? А садоводов будут убеждать бульдозерами? Тогда коттеджный поселок Западный-2, известный в народе как Настина деревня, остается только жечь напалмом, поскольку без боя его жильцы не сдадут. Имеют право.
Вся территория поселка, включая придомовые дороги, находится в частной собственности, там уже построены дома в соответствии с законодательством Российской Федерации. Значит, будут письма Путину и многолетние суды. А то ведь и трассу перекроют своими дорогими иномарками на радость телевизионщикам, как сделали это в прошлом году жители соседнего коттеджного поселка.
В принципе, есть процедура выкупа земли в подобных случаях. Если нет альтернативы. То есть когда дорогу невозможно проложить по иной траектории. Вопрос на засыпку: сколько будет стоить такой выкуп в нашей ситуации?
По данным сайта poselki74, специализирующемся на теме загородной недвижимости, стоимость сотки в Настиной деревне на вторичном рынке составляет 300 – 400 тысяч рублей. Это только земля. А на ней стоят дома. Сейчас на одном из сайтов по недвижимости торгуются несколько таких коттеджей. За один (не самый выдающийся) просят 31 миллион 900 тысяч рублей. В таком случае 600 миллионов рублей «округляются» до миллиарда! За счет областного бюджета?
Расскажите об этом пенсионерке Светлане Щербаковой, которая недавно пожаловалась Владимиру Путину на то, что из-за новых счетчиков ей приходится платить «лишние» несколько сотен рублей…
Кстати, есть любопытная конспирологическая версия для любителей. Дорогие коттеджи быстро не продаются. Они могут «висеть» годами. Но проблема может быть решена буквально одним взмахом карандаша. Если этот карандаш окажется в руках у тех, кто реально рисует генплан. Дорога проходит в нужном месте, а бюджет выкупает любой неликвид, попавшийся на пути.
Куда будем канализировать?
Упомянутые выше слушания по «корректировке» генплана хоть и не собрали всех потенциально желающих выступить, имели интересный результат. Об этом чиновники Сосновской администрации предпочитают не вспоминать, но в базах данных «все ходы записаны». Так вот, «за» предложенный проект подняли руки 18 человек. Против _ «большинство», так записано в протоколе. Впрочем, голосование решающего значения не имеет. По закону, важен сам факт проведения слушаний.
Между тем в прениях одним из самых острых вопросов был экологический. Эксперты Общественной палаты Челябинской области обратили внимание на элементарный факт. Строительство в поселке Западный ведется вовсю, покупателям предлагается платить деньги, в «Залесье» уже живут люди. Но до сих пор не решен вопрос с водоснабжением и канализацией. Где-то в перспективе планируется строительство водозабора, очистных сооружений и водовода, чтобы запитать водой из Шершневского водохранилища поселки.
Сегодня же частные коттеджи и дома в «Залесье» получают воду из подземных скважин. По данным председателя Общественной палаты Вячеслава Скворцова, которые он огласил на слушаниях, уровень радиации этой воды в несколько раз выше нормы.
А с бытовой канализацией вообще швах. В каком-то туманном будущем планируется строительство централизованного коллектора и очистных сооружений. Интересно, что после этого стоки будут попадать в то же водохранилище, откуда запланирован забор питьевой воды… Но главное – сегодня даже такой системы канализации нет. Наверное, как всегда, не хватает денег. А на дороги они уже есть. Почему?
Закон маркетинга
Один из возможных ответов на этот вопрос состоит в законах маркетинга. Потенциальный покупатель квартиры или коттеджа в первую очередь реагирует на внешние признаки продукта. Вот дом, вот «асфальт до дома», вот отделка, электричество, газ, водосчетчики… Потребительская картинка готова. А значит, продукт можно легче продать.
Коммерческая логика пульсирует неоновой жилкой буквально из всего, что касается поселка Западный. Будь то генплан, скроенный под нужды застройщиков, или неведомым образом выкупленные земли в водоохраной зоне стратегического питьевого источника для Челябинска, или «социальный» пафос в рекламе одного из поселков. Эта логика была естественной в принятии административных решений в эпоху Михаила Юревича. Оборачивать деньги нужно быстро. Это принцип коммерсантов. Здесь даже нет злого умысла. Иначе бизнес теряет эффективность.
В противовес ей государственное мышление подразумевает не сиюминутную выгоду, а некую прочность всей конструкции, видение дальнего горизонта. Важно то, что будет после «фиксации прибыли». Парадокс (или закономерность?) состоит в том, что в долгой перспективе коммерческая логика оказывается менее рентабельной, чем государственный подход. Даже в рублях, не говоря обо всем остальном…
Айвар Валеев