Письмо в прокуратуру города Челябинска по обжалованию разрешения на строительство дороги

Территориальное общественное самоуправление «Западные луга»

ИНН/КПП 7460990021/746001001

ОГРН 1127400000530 


454000, Челябинская область, Сосновский район, п. Западный в 400м. западнее Шершневского водохранилища, восточнее мкр. СНТ «Петушок»,  тел./факс: (351) 778-15-82

 

Прокурору города Челябинска

Р.В. Самойлову

454007, г. Челябинск, ул. Белостоцкого, 23

Председатель правления ТОС «Западные луга»

Ю.В. Старцев

Почтовый адрес для направления ответа:

454080, г. Челябинск, ул. Энгельса, 44б, оф.41

Уважаемый Роман Викторович!

Просим Вас разобраться в сложившейся ситуации по поводу земельного участка, расположенного по адресу: Челябинская область, г. Челябинск, Центральный район, восточнее СНТ «Петушок» и 600м южнее 39-го микрорайона г. Челябинска, с кадастровым номером 74:36:0501012:22, площадью 115 737 кв.м.

Мы, как собственники смежных земельных участков, ТОС «Западные Луга», представляющий интересы жителей микрорайона Западный-2 пос. Западный Сосновского района Челябинской области, заинтересованы в том, какие объекты недвижимости будут расположены в непосредственной близости от наших домов.

В 2008 году Обществу с ограниченной ответственностью «Лигард» Администрацией г. Челябинска в лице Комитета по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска (далее – КуиЗО) было выдано предварительное согласование места размещения объекта под строительство гостиницы, домов для приема гостей, универсального спортивно-рекреационного и развлекательного комплексов.

В последующем Администрация г. Челябинска меняла свою позицию по предоставлению земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22 и отказывала в его предоставлении ООО «Лигард», что оспаривалось в судебном порядке.

С 2011 года КУиЗО в судебных инстанциях по судебным делам №№ А76-22214/11, А7616086/12, А76-24041/12, А76-27079/14 не защищает интересы города Челябинска и населения, что соответственно приводит к решениям в пользу ООО «Лигард».

Считаем, что КУиЗО были допущены нарушения земельного законодательства при согласовании строительства вышеуказанных объектов.

Предоставление земельных участков в соответствии со ст. 29 Земельного кодекса РФ (далее — ЗК РФ) осуществляется на основании решения исполнительных органов власти или органов местного самоуправления.

Способы предоставления земель, находящихся в государственной или муниципальной собственности, установлены в ст. 30 ЗК РФ: без предварительного согласования и с предварительным согласованием мест размещения объектов.
Земельным кодексом РФ установлен исчерпывающий перечень случаев, когда предварительное согласование предоставления земельного участка не производится.

В перечень включено: предоставление участка для нужд сельского и лесного хозяйства; гражданину для индивидуального жилищного строительства или ведения личного подсобного хозяйства; размещение объекта в городском или сельском поселении в соответствии с градостроительной документацией и правилами землепользования и застройки.

Согласно процедуре предоставления земельного участка для строительства с предварительным согласованием места размещения объекта основанием, для совершения местным самоуправлением соответствующих действий, является заявление заинтересованного лица о выборе земельного участка и предварительном согласовании места размещения объекта.

Орган местного самоуправления обеспечивает выбор земельного участка на основе документов государственного земельного кадастра и землеустройства с учетом экологических, градостроительных и иных условий использования территории, которые, как мы считаем, не были соблюдены.

Если размещение объекта на испрашиваемой территории представляется возможным, результаты выбора земельного участка в соответствии с п. 5 ст. 31 ЗК РФ оформляются актом о выборе земельного участка для строительства, а в необходимых случаях и для установления его охранной или санитарно-защитной зоны. Сомневаемся, что такие параметры были учтены.

Приложением к акту выбора является проект границ земельного участка, порядок изготовления которого аналогичен применяемому при предоставлении земельного участка без предварительного согласования места размещения. Но как выясняется, границы вышеуказанного земельного участка заходят на границы смежных земельных участков.

В соответствии с п. 6 ст. 31 ЗК РФ орган местного самоуправления на основании представленных документов должен принять решение о предварительном согласовании места размещения объекта, утверждающее акт о выборе земельного участка, или об отказе в размещении объекта.

Пункт 3 ст. 31 ЗК РФ определяет обязательность информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельных участков для строительства, а также устанавливает право населения участвовать в решении вопросов, связанных с изъятием и предоставлением земельных участков. Тем не менее, порядок участия граждан в решении вопросов предполагаемого строительства не установлен, что приводит к отсутствию единого понимания данного вопроса и ущемляет интересы граждан.

В нарушение соблюдения прав и законных интересов населения в области обеспечения доступа к информации о предстоящем (возможном) строительстве, установления единых требований к процедуре информирования общественности о намечаемой градостроительной деятельности, ее общественного обсуждения нарушена процедура информирования населения о возможном или предстоящем предоставлении земельного участка для строительства.

В постановлении Президиума Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации от 14.09.2010 №4224/10 сформулирована правовая позиция, в соответствии с которой положения пункта 3 статьи 31 ЗК РФ призваны обеспечить реализацию гражданами в разумный срок принципов участия в решении вопросов, касающихся прав на землю, а также сочетания интересов общества и отдельных граждан. Публичное информирование направлено не только на защиту интересов населения в целом, но и конкретных лиц, в том числе возможных претендентов на земельный участок.

На этой стадии населением могут быть заявлены возражения против размещения конкретного объекта, а заинтересованными лицами поданы документы на получение того же участка под застройку объектами аналогичного или иного назначения, для чего должен быть определен разумный срок реагирования на соответствующую информацию, предшествующий реализации последующих этапов процедуры предоставления земельного участка.

Исходя из толкования предусмотренных статьей 31 ЗК РФ стадий и условий выбора земельного участка под строительство акт о выборе земельного участка может быть оформлен конкретному лицу только после такого публичного информирования.

13.05.2008 в газете «Челябинск за неделю» № 15(306) якобы была опубликована информация о поступивших заявлениях и начале работ по формированию земельных участков для строительства объектов без проведения торгов, но такую газету никто не читает и не знает где она распространяется, соответственно не может привести к надлежащему информированию заинтересованных лиц и населения. Так же из опубликованной в извещении информации невозможно определить, где предполагается к строительству объект (предоставляемый земельный участок).

В соответствии со ст. 7 ЗК РФ разрешенное использование земельного участка является составным элементом правового режима земельного участка и определяется на основании зонирования территорий, порядок которого установлен гл. 4 Градостроительного кодекса РФ «Градостроительное зонирование». В результате градостроительного зонирования определяются жилые, общественно-деловые, производственные и другие зоны, а также устанавливаются предельные размеры земельных участков и параметры разрешенного строительства. Вопрос: почему не были учтены интересы собственников уже сформированных земельных участков.

Неизвестным остается вопрос, в ходе формирования земельного участка были ли определены технические условия подключения объектов к сетям инженерно-технического обеспечения, с учетом строительства 9 крупных объектов.

Т.е. можно сделать вывод, что согласование выбора места размещения объекта на указанном земельном участке произошло при отсутствии градостроительной документации о застройке, правил землепользования и застройки (зонирования территорий), и подобное положение дел позволило органам местного самоуправления избежать проведения торгов при предоставлении земельного участка для строительства, использовать властные полномочия в интересах аффилированных хозяйствующих субъектов и иным образом злоупотреблять предоставленными правами.

Таким образом, подводя итог процедуры предоставления земельного участка для строительства, можно отметить следующие нарушения:

  • Администрация г. Челябинска не провела работу по формированию земельного участка в соответствии с требованиями ст. 30 ЗК РФ и не организовала торги по предоставлению данного земельного участка;
  • Администрация г. Челябинска не оповестила население о наличии свободного земельного участка;
  • планы населенных пунктов устарели или отсутствуют, не определен порядок ознакомления с ними;
  • ненадлежащий контроль над сроками освоения выделенных земельных участков.

При этом считаем, что по делу № А76-27079/2014 судебные акты (решение и апелляционное постановление) не могут быть исполнены в порядке, установленном решением суда.

Решение суда обязывает Администрацию г. Челябинска и Комитет по управлению имуществом и земельным отношениям г. Челябинска устранить нарушение законных прав и интересов ООО «Лигард» посредством принятия с соблюдением требований, предусмотренных ст.ст.30-32 Земельного кодекса РФ решения о формировании земельного участка, площадью 115 737 кв.м, расположенного по адресу: г. Челябинск, по западному шоссе с кадастровым       № 74:36:0501012:22.

01 марта 2015 года вступили в силу изменения в ЗК РФ, где статьи кодекса с 28 по 34 утратили силу.

В соответствии с п.1 ст.34 Федерального закона от 23.06.2014 № 171-ФЗ «О внесении изменений в Земельный Кодекс РФ и отдельные законодательные акты Российской Федерации» до 1 марта 2018 года земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, предоставляется лицу в аренду, постоянное (бессрочное) пользование или безвозмездное пользование в соответствии со статьями 31 и 32 Земельного кодекса Российской Федерации (в редакции, действовавшей до дня вступления в силу настоящего Федерального закона) на основании заявления без проведения торгов, если предоставление такого земельного участка лицу предусмотрено решением о предварительном согласовании места размещения объекта, принятым до 1 марта 2015 года, но не ранее чем за три года до предоставления земельного участка. Земельный участок, который находится в государственной или муниципальной собственности и в отношении которого до 1 марта 2015 года принято решение о предварительном согласовании места размещения объекта, в течение трех лет со дня принятия этого решения не может быть предметом аукциона по продаже земельного участка или аукциона на право заключения договора аренды земельного участка и не может быть предоставлен без проведения торгов лицу, если оно не указанно в этом решении.

В указанном случае решение о предварительном согласовании выбора земельного участка и места размещения объекта было принято в 2008 году, т.е. более 3х лет с момента обязания (по решению суда от 09.04.2015г. по делу №А76-27079/2014) предоставить в аренду земельный участок.

На основании изложенного, в соответствии со ст.10 Закона о прокуратуре РФ, прошу рассмотреть настоящее обращение и принять меры к привлечению виновных лиц к ответственности. Осуществить контроль за предоставлением земельного участка с кадастровым номером 74:36:0501012:22 в соответствии с действующим земельным законодательством на торгах (выкуп, либо на право заключения договора аренды) с надлежащим оповещением населения.

Председатель правления                                                                         Ю.В. Старцев

  Скачать PDF