Челябинское управление Роспотребнадзора всерьез озабочено состоянием Шершневского водохранилища. Бессистемное освоение берегов грозит настоящим коллапсом стратегическому источнику водоснабжения Челябинска, Копейска, Еманжелинска, Коркино и Долгодеревенского.
Шершни без альтернативы
Эксперт фонда «За природу», в прошлом ведущий инженер управления эксплуатации водохранилищ Алла Худякова отмечает, что челябинская водохозяйственная система работает в условиях дефицита водных ресурсов и жесткого регулирования. На начало 2014 года уровень воды в Аргазинском водохранилище, откуда приходит вода в Шершневское водохранилище, понизился на пять метров. Резервного источника водоснабжения Челябинска нет и не предвидится. В советское время была идея переброски части ресурса Долгобродского водохранилища, но когда это произойдет, неизвестно.
Другой потенциальный источник водоснабжения Челябинска – Сухарышское месторождение подземных вод в Увельском районе. Однако специалисты говорят, что оно не сопоставимо по запасам воды с Шершневским водохранилищем. Не дай бог какая-то крупная авария или сильное загрязнение нашего главного питьевого резервуара, и около половины жителей области (а именно такое число людей зависит сегодня от Шершневского водохранилища) остается без воды.
Ядовитые водоросли
Все слышали про сине-зеленые водоросли, которые стали настоящим бичом Шершневского водохранилища. По сути, это не водоросли, а колонии бактерий, способных очень быстро размножаться. Они выделяют токсины и резко ухудшают качество питьевой воды, могут явиться причиной отравления людей и животных и даже вызывать рак печени. На основании исследований в соответствии с классификацией Всемирной организации здравоохранения, 60 процентов колоний сине-зеленых водорослей Шершневского водохранилища характеризуются как высокотоксичные.
Появление сине-зеленых водорослей – своего рода симптом более серьезной болезни. Это означает, что водохранилище задыхается от загрязнений.
— Любой водоем – это целостный живой организм, – говорит Галина Романова, начальник отдела надзора по коммунальной гигиене Управления Федеральной службы по надзору в сфере защиты прав потребителей и благополучия человека по Челябинской области (Роспотребнадзор). – Как у человека есть иммунитет, так у водоема есть самоочищающая способность. Чем мощнее и глубже река, чем быстрее течение, тем сильнее эта способность. И напротив, чем меньше воды и больше грязи, тем самоочищающая способность водоема ниже.
Это сегодня, а завтра…
Традиционно загрязнителями реки Миасс и Шершневского водохранилища являлись недостаточно очищенные сточные воды. В частности, контролирующие органы фиксировали нарушения в работе Кулуевских очистных сооружений, лишь недавно стали работать исправно Полетаевские очистные сооружения. В реку Миасс попадают отходы животноводческого комплекса. Большое значение для здоровья водоема имеет состояние береговой полосы. Таяние снега или просто сильный дождь – и вся прибрежная грязь оказывается в водоеме.
По данным ФБУЗ «Центр гигиены и эпидемиологии Челябинской области», от 70 до 90 процентов от числа отобранных в последние годы для лабораторных исследований проб воды Шершневского водохранилища в створе водозабора Сосновских водоочистных сооружений не отвечает гигиеническим нормативам по санитарно-химическим показателям.
По данным МУП «ПОВВ» за четыре месяца исследований в нынешнем году, 34,2 процента проб не соответствуют нормативам и по микробиологическим показателям.
— Судя по анализам, ситуация тревожная. Но куда больше пугает перспектива дальнейшего ухудшения, – говорит Галина Романова.
Второй пояс водоохраны
Водный кодекс РФ отдает приоритет санитарному законодательству, если речь о водоеме питьевого назначения. В соответствии с кодексом существуют и зоны санитарной охраны.
— Первый пояс водоохраны – это то, что находится в границах Сосновского водозабора. Здесь расположено все, что связано подъемом воды из водохранилища и ее очисткой, _ объясняет Галина Романова.
— Второй пояс – это зона, которая обеспечивает защиту источника водоснабжения от микробного загрязнения. В нашем случае ширина этого пояса в разных местах составляет от одного до трех километров. Расстояние это не произвольное, оно является результатом специальных гидрогеологических исследований, проведенных еще в советское время и утвержденных постановлениями Челябоблисполкома и Совета министров РСФСР.
Примерно лет 10-15 назад на западном берегу Шершневского водохранилища, в зоне второго пояса водоохраны, началось строительство коттеджей.
— Во втором поясе строительство не запрещено, но есть существенные ограничения, – говорит Галина Романова. – Здесь особый режим, и повышенное внимание должно быть уделено канализации. Если это, к примеру, выгребные ямы, то они должны быть герметичными. Являются ли они таковыми? Каким образом и куда вывозятся стоки? Часто просто в ближайший лес. А оттуда они рано или поздно с дождями или подземными водами попадают в водохранилище. Именно поэтому Роспотребнадзор настаивает: должна быть централизованная канализация. Причем даже две – одна хозяйственно-бытовая, другая – ливневая.
Муниципальный сепаратизм
Специалисты Роспотребнадзора особо подчеркивают: если территория второго пояса охраны перегружена строениями и активно используется, значит, существует прямая взаимосвязь между этим обстоятельством и ухудшением качества воды в питьевом источнике. Тема не нова. Она неоднократно поднималась на уровне регионального правительства.
Решением Совета безопасности Челябинской области от 19 июля 2010 года главам администраций Челябинска, Карабаша, Сосновского, Аргаяшского муниципальных районов рекомендовалось принять границы санитарной охраны в соответствии с постановлениями еще Совета министров РСФСР и утвердить особый режим использования данных территорий. Иными словами, прибрежные муниципалитеты призывали всего лишь соблюдать природоохранное законодательство, которое игнорируется почти всегда, когда есть денежный интерес.
Решением Совета безопасности области от 18 марта 2011 года главам администраций предписывалось, в частности, приостановить отвод земельных участков под строительство в пределах прибрежной полосы Шершневского водохранилища, шириной не менее 500 м. Несмотря на принятые правительством области решения, сегодня на западном берегу Шершневского водохранилища (Сосновский район) ведется активная продажа земельных участков под строительство вплоть до уреза воды. Это вообще похоже на административный сепаратизм!
Канализация… на рисунке
Частный, маленький эгоизм и пренебрежение к законам, не находящие должного ответа со стороны государства, разрастается как те же сине-зеленые водоросли. Теперь уже строительные компании ведут себя ровно так же. Но и ущерб Шершневскому водохранилищу будет уже на порядок больше.
Сегодня на западном берегу Шершней активно строятся жилые поселки «Белый хутор», «Женева», «Холм’s», «Просторы». В поселке «Залесье» уже живут люди. Между тем статья 65 Водного кодекса РФ указывает, что в границах водоохранных зон строительство и даже проектирование допускается только «при условии оборудования таких объектов сооружениями, обеспечивающими охрану водных объектов от загрязнения, засорения, заиления и истощения вод». А пункт 1 данной статьи прямо называет тип сооружения: «централизованные системы водоотведения (канализации), централизованные ливневые системы водоотведения». Это не пожелание, а требование закона.
Квартиры и коттеджи, как утверждают застройщики, активно продаются. Однако о существовании систем канализации никакой информации найти не удалось не только нам, но и, к примеру, председателю Общественной палаты Челябинской области Вячеславу Скворцову, который давно в теме.
— Система бытовой канализации существует только в рисунках. Информация недоступна. О ливневой канализации речи вообще не идет. Берега застраиваются, а все сбросы прямиком идут в Шершневское водохранилище. Я устал об этом говорить…
— Мы очень хотели бы знать, существует ли хотя бы проект канализации, – вторит Галина Романова. – Как это все будет работать? Учитывая рельеф берега, очевидно, что будет необходимость в насосных станциях, чтобы просто довести стоки до планируемых очистных сооружений. Однако само размещение таких станций в зоне второго пояса водоохраны несет в себе серьезные риски. Очень часто на напорных коллекторах случаются аварии. В этом случае все фекальные стоки неминуемо попадут в питьевой водоем…
У Роспотребнадзора есть вопросы к генплану поселка Западный. Он «уточнялся» без учета природоохранного законодательства и здравого смысла, наспех, будто бы под диктовку строительных компаний. Любая профессионально сделанная экспертиза забракует даже схему улично-дорожной сети, которая откровенно игнорирует вторую зону санитарной охраны, интересы федеральных и частных собственников земель.
Есть вопросы и к самому процессу строительства. К примеру, поселок «Белый хутор», ранее определенный под коттеджную застройку, застраивается многоэтажными зданиями, причем целыми кварталами.
— Это совершенно иной уровень нагрузки, способный изменить в целом гидродинамику района, – говорит Галина Романова. – Глубокие котлованы, установка свай, как правило, приводят к тому, что перекрываются естественные потоки грунтовых вод или затрудняется их ток. Уровень воды поднимается, это может приводить к затапливанию. Похожая ситуация была в свое время в северо-западном районе Челябинска. Там «внезапно» подтопило подвалы домов. Кто обо всем этом думает? И думает ли вообще?
Теряем Шершни, теряем государство
На фоне этих системных нарушений сущей мелочью выглядят самовольная вырубка деревьев под несанкционированное (по данным Сосновской прокуратуры) строительство дороги к «Белому хутору» или при возведении некоего центра парусного спорта. Роспотребнадзору недавно удалось зафиксировать здесь незаконное уничтожение 64 здоровых деревьев.
— Это не мелочь. Лес сохраняет объем воды. А вы уже знаете – чем меньше воды, тем слабее «иммунитет» водохранилища, – комментирует факт Галина Романова.
К сказанному экспертом добавим, что для сохранения нашего единственного питьевого источника существуют научно обоснованные мероприятия. Например, так называемые залесение (от слова «лес») и залужение (от слова «луг») берегов водоема. Что судьба Шершней начинается с чистоты Аргазинского водохранилища и реки Миасс на всем ее протяжении до Челябинска.
Очевидно, сегодня настал тот момент, когда необходимо комплексно оценить все, что происходит вокруг Шершневского водохранилища. Между прочим, этот водоем – федеральная собственность. Все остальные ею лишь пользуются. Отсутствие культуры и моральных ограничителей у пользователей – полбеды. Беда, если у государства нет средств и воли защищать свои интересы.